+7 (495) 979 60 01
Наш блог

Выбор моторного масла.

Использование всесезонных моторных масел стало подавляющим большинством на сегодняшний день.  Поэтому смену масла рекомендуется производить в зависимости от  пробега автомашины, а не от сезона. 

Выбор моторного масла

Использование всесезонных моторных масел стало подавляющим большинством на сегодняшний день.  Поэтому смену масла рекомендуется производить в зависимости от  пробега автомашины, а не от сезона.  Подавляющее число автовладельцев осуществляют смену масла один раз в полгода. Поэтому логично производить замену масла в осенний период, одновременно с комплексом мероприятий по подготовке автомобиля к зиме, и в весенний период, после тяжелой зимней эксплуатации.

Выбор моторного масла нужно производить, основываясь  техническими  показателями, которые регламентирует компания-поизводитель двигателя и которые указываются в каталоге применяемости масел и эксплуатационных книгах автомобилей:

  1. Вязкость масла по определению стандартом SAE
  2. Эксплуатационный класс масла по стандарту API или ACEA.

По химическому составу основы масла (синтетическое, минеральное или полусинтетическое) производители двигателей редко настаивают на использовании какой-то определенной основы из существующих. Но имеют место исключения. Так, для ряда моделей BMW производитель требует применения исключительно синтетических масел.

При выборе масла также следует учитывать:

1.Состояние и степень износа двигателя.

2. Время года, в котором будет использоваться машина.

Предлагаемый алгоритм выбора моторного масла может быть таким:

Марка автомобиля – год выпуска – модель двигателя – рекомендованная вязкость — эксплуатационный класс – выбор бренда.

Выбор масла по вязкости.

При использовании масла с вязкостью ниже, чем это допускается производителем двигателя, происходит формирование неустойчивой масляной пленки между трущимися поверхностями, которая разрушается при работе двигателя, а это приводит к «сухому» трению между элементами и ускоряет их износ. Параллельно, наблюдается повышенный расход масла на угар.

Использование масла с более высокой вязкостью, чем требуется, затрудняет его доставку к трущимся поверхностям, что также приводит к «сухому» трению деталей, обеспечивая ускоренный  износ аналогично, как и при низких температурах, что затрудняет в конечном итоге пуск двигателя. Кроме того, повышенная вязкость также увеличивает расход масла на угар, так как в этом случае происходит «всплытие» маслосъемных колец и испарение масла.

Для справки: Существует «народное правило 35» для определения зимней температуры эксплуатации масла. Из числа 35 вычитаем зимний индекс вязкости и получаем ту температуру, при которой масло еще сохраняет текучесть и возможен безопасный пуск двигателя. Например, маслом с вязкостью SAE15W-40 можно пользоваться только до минус 20 град.С. (35-15=20). При понижении температуры возможно замерзание масла. Нужно сказать, что в настоящее время это «правило» устарело. Во-первых, его можно применять для минеральных масел селективной очистки, которые в настоящее время применяются довольно редко, во-вторых, сейчас доступны технические характеристики масел, где указывается, в том числе, температура проворачиваемости или температура потери текучести масла.

По мере увеличения износа двигателя рекомендуется применять масла с большей степенью высокотемпературной вязкости, для уплотнения зазоров, но только в пределах разрешенного производителем диапазона вязкости.

Степень износа двигателя автомобиля определяется по его пробегу:

 незначительный износ — до7500км
нормальный износ — 75000-150000км
повышенный износ — более150000км

В случае капитального ремонта двигателя, пробег исчисляется с момента ремонта.
Для японских двигателей вышеприведенные цифры пробега можно увеличить приблизительно в 1,5 раза.

Выбор эксплуатационного класса моторного масла.

Для бензиновых двигателей: эксплуатационный класс масла может быть равным, либо превышать указанный в каталоге или сервисной книге автомобиля. Понижение эксплуатационного класса категорически запрещено ( смотри ниже «Общие правила»).

Для дизельных двигателей: выбор эксплуатационного класса имеет более значимое значение, чем для бензиновых двигателей, обязательно нужно учитывать тип двигателя – легковой или тяжелый и следовать рекомендациям производителя двигателя.

CF- это актуальный стандарт для легковых дизельных автомобилей, действующий на сегодняшний день.

 Стандарты ( CG-4  -  CJ-4) —  для тяжелых дизельных двигателей коммерческого назначения.

Общие правила.

При выборе эксплуатационного класса масла следует учитывать, что превышение необходимого класса означает избыток присадок, что повышает склонность масла к коксованию, образованию нагара на поршнях и повышению зольности. Следовательно, необходимо использовать масло класса, рекомендуемого для данного двигателя. При его отсутствии в наличии, рекомендуется использовать масло более высокой группы качества. Масло более низкой группы качества лучше не использовать, но если другой возможности нет, то используя такого масла, необходимо сократить интервал замены.

Следующие рекомендации могут иногда использоваться в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться какой – либо достоверной технической информацией по автомобилю (например, в отдаленных районах).

При незначительном износе двигателя можно применять масла классов SAE 5W-30 и 10W-30 круглогодично, независимо от сезона эксплуатации.
При технически исправном двигателе с нормальным износом рекомендовано применять летом масла SAE 10W-40, 15W-40, и соответственно SAE 5W-30, 10W-30 – зимой и всесезонно 5W-40.
При изношенном двигателе с большим пробегом рекомендовано в летний сезон применять масло SAE 15W-40, 20W-50, в зимний период — SAE 5W-30, 10W-30, или всесезонно SAE 5W-50, если автомобиль ездит все-таки на синтетическом масле.
Зимой масло 15W-40 может выдавливать масляный фильтр и замерзнуть, а летом использование масла  10W-30 будет давать больший угар, чем 15W-40, т.е. будет повышенный расход масла.

При оснащении двигателя турбиной, подойдут масла всех ныне действующих классов по API: SG, SH, SJ, SL, SM для бензиновых двигателей, CD, CF, CG, CH, CI для дизельных двигателей. Эти классы рассчитаны на использование масла в высокофорсированных двигателях, в том числе с турбонаддувом. По сути, все современные масла пригодны для турбодвигателей. Но есть производители, разделяющие применение масла для двигателей с турбинами и без. Например, масла ENEOS  разграничены на масла для дизельных и бензиновых двигателей. На маслах, предназначенных для использования двигателей с турбинами, стоит на этикетке надпись «turbo».

Особенности работы масла в двигателях, оснащенных турбонаддувом:
1. Высокие температуры в турбокомпрессоре, 350 оС.
2. Отсутствие циркуляции масла в двигателе при остановке двигателя после быстрой езды, при этом охлаждения не происходит , а турбокомпрессор все еще разогрет. Это приводит к образованию твердого нагара на лопастях турбины.

3.Быстрое ускорение турбокомпрессора приводит к более быстрому загрязнению масла.

При покупке  масла для обкатки мотора, рекомендуется масло с малой вязкостью — 10W-30, например, чтобы произошел процесс приработки деталей друг к другу. Замену масла в этом случае следует осуществлять через каждые 2000 км пробега, вместе с фильтрами. Это позволяет вовремя удалять абразивные частицы. Но это скорее теоретические рекомендации, которые возможно вам не понадобятся в связи современными технологиями обработки деталей.

Comments: 0

No comments

Leave a Reply

Your email address cannot be published. Required fields are marked*